среда, 17 августа 2022 06:25

РОСРЕЕСТР ИНФОРМИРУЕТ

19 июля 2022

Комплексные кадастровые работы: что нужно знать собственникам объектов недвижимости

 

В 2022 году на территории Томской области проводятся комплексные кадастровые работы на территории 14 районов, в границах 76 кадастровых кварталов, в отношении 49 893 земельных участков и объектов капитального строительства.

Комплексные кадастровые работы (ККР) – это установление на местности границ земельных участков на территории одного кадастрового квартала или нескольких смежных кадастровых кварталов в пределах муниципального образования, населенного пункта, садоводческого товарищества или гаражного кооператива.

Проведение ККР происходит за счет государственных средств, поэтому гражданам не нужно платить за межевание своего земельного участка. Также гражданам не нужно обращаться в Росреестр для внесения новых сведений в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).

«Обеспечение полноты и качества сведений ЕГРН является одной из стратегических целей госпрограммы «Национальная система пространственных данных».  Результатом проведения ККР является внесение в ЕГРН точных сведений о местоположении границ земельных участков, зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства. Это приведет к повышению уровня юридической защиты прав и законных интересов правообладателей участков, устранению возможных ошибок, допущенных при определении местоположения границ объектов недвижимости, повышению инвестиционной привлекательности региона», – рассказала руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова.

Граждане могут узнать, будут ли проводиться ККР в отношении конкретного участка на сайте органов государственной власти и органов местного самоуправления, по заказу которых проводятся такие работы, или на сайте Росреестра (https://rosreestr.gov.ru/). Заказчик кадастровых работ должен разместить извещение о начале выполнения ККР и направить его в Росреестр в течение 10 дней с момента заключения контракта.

С информацией о начале проведения ККР можно ознакомиться на официальном сайте органов местного самоуправления муниципального района, сельского поселения, на территории которых планируется ККР.

Правообладатели земельных участков могут являться заказчиками ККР за счёт собственных средств. Заказчиками работ могут выступать садоводческие товарищества, гаражные кооперативы. ККР можно проводить на территории СНТ или поселка сразу для всех объектов, что будет намного дешевле, чем заказывать обычную процедуру межевания каждого участка в отдельности.

Заказчики комплексных кадастровых работ, финансируемых за счёт внебюджетных средств, согласуют свои действия по проведению ККР с органом местного самоуправления (Администрация поселения) и органом государственной власти (Департамент по управлению государственной собственностью Томской области).

Далее необходимо выбрать кадастрового инженера и заключить с ним договор подряда на выполнение таких работ.

Владельцы недвижимости имеют право запросить у кадастрового инженера документ, удостоверяющий личность, копию государственного или муниципального контракта, а также справку с места работы, подтверждающую, что кадастровый инженер является работником юридического лица, с которым заключен данный контракт.

Кадастровый инженер, который будет являться исполнителем ККР, должен известить собственников объектов недвижимости о проведении ККР по почтовому или электронному адресу, если такие сведения имеются в ЕГРН.

«Владельцы недвижимости могут сами подать в орган регистрации прав заявление о внесении сведений в ЕГРН о своем адресе электронной почты для того, чтобы получать информацию о действиях с недвижимостью и начале проведения ККР. Если контактные данные меняются, желательно такие сведения актуализировать и направлять соответствующее заявление уже с обновленными данными», – отметил директор филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по Томской области» Виталий Файт.

 Как рассказал кадастровый инженер ООО «ТомГеоСтандарт» Олег Расторгуев, собственники объектов недвижимости при необходимости предоставляют кадастровым инженерам документы, устанавливающие или подтверждающие права на ранее учтенные объекты недвижимости, сведения о которых отсутствуют в ЕГРН. Кадастровый инженер передает в Росреестр полученные документы и сведения для внесения их в ЕГРН. Нужно отметить, что правообладатели объектов недвижимости, в отношении которых выполняются ККР, не могут препятствовать проведению ККР. Более того, они обязаны обеспечить исполнителю доступ к объектам недвижимости.

Согласование местоположение границ земельных участков проводится, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ: земельного участка, в отношении которого выполнялись эти работы; смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в ЕГРН.

Согласование границ проводит согласительная комиссия.

Далее, исполнитель представляет заказчику - проект карты-плана территории для рассмотрения. Заказчик работ, финансируемых за счет внебюджетных средств, после рассмотрения проекта карты-плана направляет его в уполномоченный орган местного самоуправления муниципального района, муниципального округа или городского округа на утверждение карты-плана территории. Орган, уполномоченный на утверждение карты-плана территории, после ее утверждения, направляет ее в Росреестр для внесения сведений в ЕГРН.

 

 

 

Почти 800 экстерриториальных заявлений поступило в июне в Томской области

 

МФЦ и филиалы «ФКП Росреестра» осуществляют приём заявлений на регистрацию прав и (или) государственный кадастровый учёт на недвижимость по экстерриториальному принципу в каждом регионе России.

Как рассказала Елена Золоткова, руководитель Управления Росреестра по Томской области, использование экстерриториального приема существенно сокращает временные и материальные издержки при оформлении прав на недвижимость из других регионов и направлено на повышение качества оказания и доступности государственных услуг, только за июнь 2022 года в регионе по экстерриториальному принципу было принято 791 заявление.

 

 

 

Об изменениях в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости»

 

С 29.06.2022 вступили в силу изменения в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» (Закон о регистрации). Обращаем внимание на ряд изменений, касающихся приема заявлений и документов на государственную регистрацию права и (или) осуществления государственного кадастрового учета и способа их удостоверения, а именно:

Абзацем 4 ч. 13 ст. 18 Закона о регистрации установлено, если заявитель представляет в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы на бумажном носителе посредством личного обращения в многофункциональный центр, тогда работником многофункционального центра на полученных от заявителя заявлении и прилагаемых к нему подлинниках и копиях документов на бумажном носителе, кроме  документов, удостоверяющих личность заявителя, проставляется отметка о создании электронных образов документов.

Также следует обратить внимание, что государственный кадастровый учет, государственная регистрация сделки, возникновения, изменения или перехода вещных прав, возникновения ограничения права, обременения объекта недвижимости, в том числе ипотеки, изменения ограничения права, обременения объекта недвижимости на основании договора или иной сделки, включая изменение или дополнение регистрационной записи об ипотеке на основании договора или иной сделки, удостоверяются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

Выписка из Единого государственного реестра недвижимости, удостоверяющая проведенные государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию, а также предусмотренные Законом о регистрации уведомления выдаются заявителям многофункциональным центром в форме документа на бумажном носителе, составленного многофункциональным центром и подтверждающего содержание электронного документа, направленного в многофункциональный центр по результатам предоставления государственной услуги органом регистрации прав.


 

 

 

 

Является ли балкон собственностью правообладателя помещения?

 

На вопрос отвечает заместитель начальника отдела регистрации объектов недвижимости жилого назначения и договоров долевого участия в строительстве Управления Росреестра по Томской области Галина Телицына:

- Балкон – это выступающая из фасада многоквартирного дома ограждённая площадка. Балконные плиты являются общим имуществом собственников многоквартирного дома, так как они служат частью здания, а также частью конструкции, которая считается ограждающей.

Например, балконная плита собственника помещения сверху служит потолком балкона  собственника помещения снизу, а плита балкона собственника помещения снизу является полом для балкона собственника помещения сверху.

То есть, стены, верхняя часть, служащая потолком, балконная плита, и наружное ограждение – это общее имущество собственников многоквартирного дома, потому что перечисленные элементы обслуживают не только балкон собственника помещения, но и  балкон соседей.

Кроме того, балконные плиты и наружное ограждение считаются общим имуществом собственников многоквартирного дома,  так как они служат составляющей частью фасада, который не находится в собственности жильцов.

Исходя из вышеизложенного, балконная плита, внешние стены и наружное ограждение – это общее имущество собственников многоквартирного дома, а вот само пространство и помещение, ограниченное этими элементами – имущество собственника помещения.

Из-за конструктивных особенности балкона в  Жилищном  кодексом Российской Федерации предусмотрен нюанс - площадь балкона не включается в общую площадь помещения (п. 5 ст.15 Жилищного кодекса РФ), хотя балкон является конструктивным элементом (частью) квартиры и следует судьбе всей квартиры.

 

 

 

Регистрация права на "дачные домики"

 

1 июля 2022 года вступили в силу очередные поправки в закон о дачной амнистии. Упрощённый порядок оформления прав на земельные участки и дачные дома, построенные до 1998 года, будет действовать до 1 марта 2031 года.

Граждане РФ могут узаконить дома на участках под ИЖС, а также на землях для ведения личного подсобного хозяйства в границах населённого пункта.

Дачный дом представляет собой здание сезонного использования, предназначенное для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их временным пребыванием в таком здании.

В законе был введен переходный период для граждан, которые начали строительство дома до 4 августа 2018 года без получения разрешения на него. Он будет действовать до 1 марта 2031 года - в течение этого времени можно подать документы, а разрешения на начало строительства и ввод дома в эксплуатацию не требуются.

В настоящее время установлена обязанность - направлять в орган, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство, уведомление о начале и об окончании строительства садового дома. При этом до 1 марта 2031 года допускается регистрация прав на садовый дом, соответствующий установленным параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, без указанного уведомления. Отсутствие регистрации права собственности на построенный садовый дом может повлечь признание его самовольной постройкой и последующий снос.

Для государственного кадастрового учета садового дома необходим технический план. Он готовится кадастровым инженером и содержит сведения о садовом доме. Для этого необходимо представить кадастровому инженеру следующие документы:  уведомление застройщика о планируемом строительстве садового дома; уведомление о соответствии садового дома предельным параметрам разрешенного строительства и допустимости размещения садового дома на земельном участке;  декларацию, составленную и заверенную правообладателем (представителем правообладателя) земельного участка, на котором находится завершенный строительством объект недвижимости.

Технический план подготавливается, в том числе в форме электронного документа и заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой план. Для постановки на кадастровый учет и регистрации права собственности на садовый дом необходимы следующие документы: уведомление об окончании строительства садового дома; технический план; правоустанавливающий документ на земельный участок (не требуется, если право на земельный участок ранее было зарегистрировано в ЕГРН).

За регистрацию права собственности на садовый дом необходимо уплатить госпошлину в размере 350 рублей.  Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав удостоверяются выпиской из ЕГРН.

 

Заместитель начальника

Парабельского межмуниципального отдела                                              

Управления Росреестра по Томской области

 

Анна Аликина

 

Сроки осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав

01.05.2022 вступил в силу Федеральный закон от 01.05.2022 № 124-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым внесены изменения, в том числе в Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», сокращающие сроки осуществления учетно-регистрационных действий в отношении объектов бытовой недвижимости – соответственно до трех или пяти рабочих дней с даты приема заявления органом регистрации прав или многофункциональным центром. 

В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются в течение следующих сроков (независимо от формы представления документов), если иное не установлено федеральным законом:

семь рабочих дней с даты приема органом регистрации прав или девять рабочих дней с даты приема в многофункциональном центре заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;

пять рабочих дней с даты приема органом регистрации прав или семь рабочих дней с даты приема многофункциональным центром заявления на осуществление государственного кадастрового учета и прилагаемых к нему документов;

десять рабочих дней с даты приема органом регистрации прав  или двенадцать рабочих дней с даты приема многофункциональным центром заявления на осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;

пять рабочих дней с даты поступления в орган регистрации прав вступившего в законную силу судебного акта, установившего обязанность осуществить государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав;

три рабочих дня с даты поступления в орган регистрации прав судебного акта или акта уполномоченного органа о наложении ареста на недвижимое имущество, или о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом, или об избрании в качестве меры пресечения залога в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации либо судебного акта или акта уполномоченного органа о снятии ареста или запрета, о возврате залога залогодателю или об обращении залога в доход государства;

три рабочих дня с даты поступления в орган регистрации прав уведомления федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, о включении организаций и физических лиц в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, или в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, либо об исключении организаций и физических лиц из указанных перечней;

три рабочих дня с даты поступления в орган регистрации прав решения межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества организации или физического лица либо об отмене такого решения;

три рабочих дня с даты поступления в орган регистрации прав судебного акта о приостановлении операций с имуществом, принятого на основании части четвертой статьи 8 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", либо об отмене такого судебного акта;

три рабочих дня с даты приема органом регистрации прав или пять рабочих дней с даты приема многофункциональным центром заявления на осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в отношении земельного участка, предназначенного для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, строительства гаража для собственных нужд или индивидуального жилищного строительства, и (или) в отношении зданий, сооружений или объектов незавершенного строительства, расположенных на таком земельном участке;

три рабочих дня с даты приема или поступления в орган регистрации прав заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов на основании нотариально удостоверенной сделки, свидетельства о праве на наследство, свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, а в случае поступления таких заявления и документов в электронной форме - в течение одного рабочего дня, следующего за днем поступления соответствующих документов;

пять рабочих дней с даты приема многофункциональным центром заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов на основании нотариально удостоверенной сделки, свидетельства о праве на наследство, свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов;

пять рабочих дней с даты приема или поступления в орган регистрации прав или семь рабочих дней с даты приема многофункциональным центром заявления на осуществление государственной регистрации ипотеки жилого помещения и прилагаемых к нему документов, электронная ипотека - 1 день;

пять рабочих дней со дня поступления в орган регистрации прав заявления о государственной регистрации последующих договоров участия в долевом строительстве многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости после государственной регистрации договора участия в долевом строительстве, заключенного застройщиком с первым участником долевого строительства этого многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, а в случае поступления заявления и документов, указанных в настоящем пункте, в электронной форме - в течение трех рабочих дней, следующих за днем поступления соответствующих документов;

семь рабочих дней с даты приема многофункциональным центром заявления о государственной регистрации последующих договоров участия в долевом строительстве многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости после государственной регистрации договора участия в долевом строительстве, заключенного застройщиком с первым участником долевого строительства этого многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.

Датой государственной регистрации прав и датой государственного кадастрового учета является дата внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи об объекте недвижимости либо записи о соответствующем праве, об ограничении права или обременении объекта недвижимости.

 

 

Начальник Стрежевского межмуниципального отдела                                 

Управления Росреестра по Томской области

 

Наталья Фрис

 

Необходимость реализации всего имущества гражданина-банкрота для списания долгов в полном объеме

 

Одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве к признанному банкротом гражданину, является реализация имущества - реабилитационная процедура, направленная на соразмерное удовлетворение требований кредиторов и освобождения гражданина от долгов (ст. 2 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве).

Если арбитражный суд установит, что реструктуризация долгов гражданина нецелесообразна или невозможна (например, если не был одобрен или утвержден план реструктуризации долгов), а сами долги не погашены, он принимает решение о признании гражданина банкротом и об открытии процедуры реализации его имущества.

Все имущество гражданина, имеющееся на дату принятия решения арбитражного суда о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина и выявленное или приобретенное после даты принятия указанного решения, составляет конкурсную массу, за исключением имущества, определенного Законом  о банкротстве.

Проводится опись, оценка и реализация такого имущества. Итогом этой процедуры должно стать накопление на специальном банковском счете денежных средств, вырученных от продажи имущества должника, которые далее распределяются между кредиторами в установленном законом порядке (по очередям и пропорционально внутри каждой очереди).

 «После завершения расчетов с кредиторами гражданин, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина. То есть происходит списание долгов гражданина»,  -  отметила Елена Золоткова, руководитель Управления Росреестра по Томской области.

Необходимо учитывать, что данное правило не действует и долги не списываются, если:

- гражданин привлечен к уголовной или административной ответственности за неправомерные действия при банкротстве, преднамеренное или фиктивное банкротство при условии, что такие правонарушения совершены в данном деле о банкротстве гражданина;

- гражданин не представил необходимые сведения или предоставил заведомо недостоверные сведения финансовому управляющему или арбитражному суду, и это обстоятельство установлено соответствующим судебным актом, принятым при рассмотрении дела о банкротстве гражданина;

- доказано, что при возникновении или исполнении обязательства, на котором конкурсный кредитор или уполномоченный орган основывал свое требование, гражданин действовал незаконно, в том числе совершил мошенничество, злостно уклонился от погашения кредиторской задолженности, уклонился от уплаты налогов и (или) сборов, предоставил кредитору заведомо ложные сведения при получении кредита, скрыл или умышленно уничтожил имущество. Кроме этого, не подлежат списанию текущие обязательства должника-гражданина, возникшие после возбуждения дела о банкротстве.

 

 

 

Начальник отдела правового обеспечения,

по контролю (надзору) в сфере

саморегулируемых организаций                                                                                 

Управления Росреестра по Томской области

Татьяна Казакова

 

Исчисление срока давности привлечения к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП

 

Значимое событие для ряда физических и юридических  лиц произошло в мае этого года.

Конституционный Суд РФ устранил неопределенность в вопросе о том, начиная с какого дня должен исчисляться предусмотренный КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности (Постановление Конституционного Суда РФ от 17.05.2022 № 19-П).

Ранее, большинство судов, со ссылкой на п.14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» исчисляли срок давности привлечения к административной ответственности  по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения.

Данное положение «продлевало» срок давности привлечения к административной ответственности на один день и, одновременно, порождало произвольное определение дня, с которого должен исчисляться предусмотренный КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности, как дня совершения административного правонарушения, так и дня, следующего за днем совершения административного правонарушения.

Конституционный суд РФ признал ч.1 ст.4.5. КоАП Российской Федерации не соответствующей Конституции Российской Федерации.

Обязал Федерального законодателя незамедлительно принять меры по устранению неопределенности нормативного содержания ч.1 ст.4.5 КоАП Российской Федерации в вопросе о том, начиная с какого дня должен исчисляться предусмотренный ею срок давности привлечения к административной ответственности.

Указал, что впредь, до соответствующих поправок в КоАП РФ, исчисление срока давности привлечения к административной ответственности в соответствии с ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ должно осуществляться, начиная со дня совершения административного правонарушения.

 

 

Заместитель начальника

отдела правового обеспечения,

по контролю (надзору) в сфере

саморегулируемых организаций                                                                                

Управления Росреестра по Томской области

Елена Винокурова

 

 

Выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок

 

Выписка из похозяйственной книги о наличии прав на земельный участок - это одно из оснований для государственной регистрации права собственности на земельный участок, предоставленный гражданину для ведения личного подсобного хозяйства до вступления в силу Земельного кодекса РФ, т.е. до 30.10.2001 (п. 3 ч. 1 ст. 49 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).

Выписку выдает орган местного самоуправления. В ней указывается полное наименование должности лица, уполномоченного выдавать такие выписки, его фамилия и инициалы, а также проставляется печать (при наличии) (Приложение к Приказу Росреестра от 25.08.2021 N П/0368).

Порядок предоставления выписки определяется нормативным актом соответствующего муниципального образования, поэтому в разных муниципальных образованиях он может быть разным. Различными могут оказаться списки документов, необходимых для предоставления выписки, сроки ее подготовки и порядок получения ответа. Поэтому в каждом случае необходимо уточнять порядок получения выписки в администрации органа местного самоуправления конкретного муниципального образования.

Для получения выписки гражданину или его представителю необходимо подготовить заявление, к которому прилагаются:

1.      Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность заявителя.

2.      Документ, удостоверяющий полномочия представителя гражданина (если заявление подается представителем).

3.      Письменное согласие на обработку персональных данных.

4.      Правоустанавливающие документы на земельный участок, на котором ведется личное подсобное хозяйство (если право на земельный участок не зарегистрировано в ЕГРН).

В случае оформления прав на земельный участок в порядке наследования потребуются также сведения органов ЗАГС о регистрации смерти владельца земельного участка и свидетельство о праве на наследство на земельный участок или на здание, расположенное на этом участке (ч. 2 ст. 49 Закона N 218-ФЗ).

Выписка из похозяйственной книги выдается администрациями сельских поселений, на территории которых ведется личное подсобное хозяйство. Заявление о выдаче выписки подается гражданином лично или через представителя в МФЦ.

Выписка из похозяйственной книги о наличии прав на земельный участок предоставляется бесплатно.

 

 

 

Начальник Асиновского межмуниципального отдела

Управления Росреестра по Томской области       

Людмила Елькина

 

Просмотров: 384